Автор посетил монастырь Нотр-Дам де Сион в иерусалимском квартале Эйн-Керем, погулял в саду монастыря, осмотрел гостиницу и кладбище, водяные цистерны и фруктовый сад. А затем прогулялся в районе улицы Шмуэль А-Нагид в центре города
В 1861 году в Ливане, где войны вспыхивают быстро, а противоречия внутри населения столь велики, что эти войны подогревают, случилась — между делом — резня христианского марронитского населения. Друзы, которые сегодня ведут себя в основном миролюбиво, в тот год взбунтовались и напали на местное христианское население. Резали они христиан с остервенением, не жалея женщин. Кровавая жатва оставила за собой множество сирот.
Альфонс Ратисбон родился евреем, в богатой еврейской семье в Страсбуре (Страсбурге) во французской провинции Эльзас. В его семье еврейские традиции не особо соблюдались, в связи с этим Альфонс , как ранее его брат — Теодор, увлекся католицизмом, и оба брата не только приняли христианство католического течения, но и стали священниками. Рассказывают, что Альфонс Ратисбон услышал о явлении Девы Марии одной монашке в монастыре Нотр-Дам де Сион в Париже, после чего говорил с этой монашкой (ее звали Катерин Лябур) и даже получил от нее маленькую золотую медальку с буквой М, символизирующей имя Марии, матери Иисуса. Этот момент стал поворотным в жизни Ратисбона, он — по стопам родного брата, окунулся в купель и стал истовым христианином. В 1855 он переехал в Иерусалим, где собирался выполнить обет обращения евреев в католичество. В этом Альфонс не преуспел (и слава Б-гу), но история уготовила ему намного более полезную роль — роль защитника сирот. Потому что именно сиротами-маронитами, родители которых были зверски умервщлены друзами, занялся Отец Альфред в бытность свою священником в Иерусалиме. Сначала он размещал их в монастыре Нотр-Дам — де Сион в Старом Городе на Виа-Долороза (этот монастырь, построенный рядом с аркой Ecce Homo, заслуживает отдельного рассказа), а потом, когда места стало не хватать, и сироты болели в душном и насыщенном канализационными миазмами воздухе мусульманского квартала, где располагался и располагается поныне монастырь, Отец Альфред купил землю в далекой деревеньке Эйн-Керем, и основал там сиротский дом. На склоне горы, где трудолюбивые монашки вырастили фруктовый сад, где сохранились остатки водосборных бассейнов еврейского поселения эпохи Второго Храма, где неподалеку родился Иоанн Креститель, сироты могли дышать полной грудью, и благодарить своего господа Иисуса за данный им хлеб. Покупка земли в Эйн Керем связана в свою очередь с легендой о том, что Ратисбон молился Марии, с просьбой указать ему место для строительства нового дома для сирот, и та показала ему радугу над горой в Эйн-Керем. Кто знает, было ли это на самом деле, или легенда имеет позднейшее происхождение, но монастырь , начатый постройкой в 1865 году, прочно связан с именем Альфреда Ратисбона. Там он и похоронен, на скромном маленьком кладбище в которую ведет аллея столетних деревьев, и над его могилой стоит статуя Марии с младенцем.
Сегодня сирот в монастыре уже нет, а сиротский дом — здание с желтыми стенами — стал пристанищем для пиллигримов, и просто туристов из-за рубежа. В монастыре туриста встречает необыкновенная тишина и прозрачный воздух Иудейских гор, зеленый ухоженный сад и потрясающие виды.
Монастырь стал Католическим центром по изучению иудаизма, в 1988 году получивший благословение Римского папы на развитие добрых отношений с еврейским народом и Государством Израиль, которое с уважением относится к наследию Альфонса Ратисбона.
Для еврейского туриста — монастырь являет собой кусочек Европы в самом центре Иудейских гор, живописное место, в котором интересно прогуляться, пофотографировать, просто посидеть и отдохнуть в саду под журчание фонтанчика. Находится монастырь на ул. А-Орен 23 в Иерусалиме. Недалеко есть автостоянка.
Второй монастырь, основанный Ратисбоном, находится на улице Шмуэль А-Нагид в самом центре Иерусалима, рядом с кварталом Рехавия. Здание его строилось долго — 21 год, с 1876 по 1897 годы. Архитектор, проектировавший монастырь, М. Домэ (Daumet) задумал возвести здание в стиле неоренессанса с барочными элементами. Получилось изящное легкое здание, во дворе которого цветочные клумбы, небольшая статуя девы Марии с Иисусом на руках и — баскетбольная площадка. Когда-то этот монастырь находился на окраине города — лишь в 20-ых годах прошлого века Иерусалим начал расширяться на запад и новые его кварталы обошли монастырский участок.
До Первой мировой войны в монастыре помещалась школа для сирот. А в 1948 году в полупустое здание подселили евреев-беженцев из поселения Кфар-Цион, безжалостно захваченного арабами. Монахи отнеслись к гостям с вниманием и деликатностью. С тех пор между монастырем Ратисбон на улице Шмуэль А-Нагид и его соседями установились прочные дружеские отношения, сохраняющиеся до сих пор, хотя еврейские беженцы давно покинули гостеприимные стены.
Еще один интересный элемент, который может привлечь забредшего во двор монастыря туриста — круглая башня, находящаяся в дальнем правом конце двора. Эта башня намного старше основного здания. Ее предназначение — предавать сигналы огнем по цепочке подобных башен между Иерусалимом и Яффо. Построена она в 30-ых годах XIX века.
Интересно, что сегодня в этой башне — частный дом. Каково жить в ее каменном цилиндрическом теле, сложно вообразить. Надо просто попробовать.
Уведомление: Шнеллер, еще один кусочек Германии в Иерусалиме | Просто VILGRAF