Гэй бен-Инном и Хакель-Дама — проклятые долины Города


 

Короткая прогулка в Гэй Бен-Инном до Хакель Дамы, немного истории и картинок, о древних могилах и современных варварах. На фотографии из Википедии — монастырь святого Онуфрия в долине Хакель Дама.

 

В русский язык из иврита и арамейского прочно вошли два этих топонима (названия мест), ставшие нарицательными  — «геена огненная» и Акелдама.  Образ адского пламени геены огненной, ада на земле, сопровождает любое упоминание о греховности людской натуры. Акелдама — поле крови — земля, купленная Иудой Искариотом (Иегуда Иш-крайот на иврите)  за  деньги, полученные им за предательство Иисуса (Иешуа). Кстати, это же «поле крови» послужило местом повешения Иуды (по одной версии, раскаявшегося за свои грехи, по другой — убитого).

Две эти долины соединяются друг с другом, охватывая с юга Ир-Давид (Город Давида)  и Ар-цион (гора Сион) — две основные горы Старого Города Иерусалима. Отчего у них такая репутация — я расскажу вам.

У древних хананеян и финикийцев, чьми ближайшими родственниками были и являются евреи, практиковался религиозный обряд, применяемый в крайних случаях — когда речь шла о судьбоносных и поворотных событиях в жизни жертвователя. Обряд этот назывался «Молх», или «Молэх». Суть его была проста, но и сегодня она поражает ужасом любого, кто вдумывается в нее — в жертву приносился первенец, младенец ли, или уже повзрослевший мальчик. Таким леденящим кровь образом язычники-хананеяне стремились умилостивить божество (в основном, Ваала). У евреев последний случай неудавшегося жертвоприношения такого рода — жертвоприношение Ицхака Авраамом, которое, на самом деле, являлось проверкой Авраама на прочность его веры, и не закончилось убийством. В хананейской же и финикийской культуре обряд Молх (позднее имя Молох присудили на самом деле не существующему божку) занимал почетное место. Убитых мальчиков сжигали на каменных платформах, называемых «тофет» , дабы дым жертвы приятно щекотал ноздри кровавого божка.

К сожалению, многие евреи времен конца второго, начала первого тысячелетия до н.э., еще при судьях и при царях Израиля и Иудеи, обратились в язычество, подражая местному населению. Этот процесс смешения был естественнен с точки зрения родства по языку и крови, но был абсолютно противоестественнен с точки зрения религии. Священники и пророки иудеев проклинали ушедших в язычество евреев, и проклинали страшный обряд. А «тофет» Иерусалима, находившийся в долине (гэй) Бен-Инном, считался страшным, нечистым, отвратительным местом. По вполне понятной причине.

Жутка слава осталась за долиной. И купленная Иудой Искариотом Хакель-Дама (Поле крови — по-арамейски) является естественным и логичным продолжением Гэй Бен-Иннома.

(Справедливости ради следует сказать, что археологических следов культа Молоха не найдено. Захоронения младенцев в кувшинах, распространенные в Ханаане, не говорят о том, что их приносили в жертву. Единственное «подозрительное» кладбище младенцев найдено в Карфагене).

Сегодня в долине размещаются иерусалимские достопримечательности «Хуцот а-Йоцер» (выставочные павильоны), Султанова Лужа (открытый концертный зал), а также — в конце Хакель Дама — монастырь Святого Онуфрия, принадлежащий греческой православной церкви. Об Онуфрии ходит легенда, что он был изначально женщиной, над которой издевались из-за необычайно обильных месячных, и взмолилась она, и Господь сделал ее мужчиной. Удивительные истории хранят порой монастыри Иерусалима.

А еще в долине Бен-Инном в период Первого Храма помещалось кладбище, погребальные пещеры которого служат сегодня свалкой мусора для местного арабского населения из соседнего квартала Абу-Тор. Несмотря на то, что долина Инном имеет статус городского парка, в ней часто пасут арабский скот, оставляют мусор и вырывают с корнем посаженные молодые деревья. Тем не менее, прогулка в Гэй Бен-Инном оставляет особое впечатление — прикосновения к древнему Аду, который постепенно превращается в обычный парк. Лучше всего гулять там весной, после того, как заканчиваются дожди,  и трава покрывается ковром цветов, и снова голос горлицы слышен в стране нашей.

Реклама

Об авторе Лев Виленский

Автор повестей и рассказов. Краевед и историк по призванию. С 1990 года живет и работает в Иерусалиме. Книга "Град Божий" вышла в 2010 году в Москве. В 2016 вышли книги "Иерусалим и его обитатели" и "Записи на таблицах". В 2019 году вышли книги "Многие лица одной улицы" и "Книга надписей" (о библейской археологии)
Запись опубликована в рубрике Археология, История. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s