9 число месяца Ав — одно из самых печальных, если не самое печальное событие еврейской истории. В этот день были — с промежутком в 656 лет между ними — разрушены оба еврейских Храма. Но вот 10 сивана отчего-то выпадает из поля зрения еврейского народа…
Напрасно! Ведь именно в этот день, какие-то 47 лет назад, мы — еврейский народ — собственноручно отказались от возведения Третьего Храма. 18 июня 1967 года, невзирая на поистине апокалиптическую победу Израиля в Шестидневной войне, израильское правительство разрешило мусульманам вновь подниматься и молиться на Храмовой горе, а для евреев и христиан подобного разрешения не было дано вовсе.
Святость Храмовой горы для евреев несомненна. По еврейской традиции именно на этой горе (на иврите она называется Мориа) был заложен краеугольный камень, с которого Бог начал строительство мира. На ней строили жертвенники Адам, Ноах (Ной), Авраам, приведший сюда сына своего Ицхака с намерением принести его в жертву. Именно эта гора была выкуплена царем Давидом у бывшего царька Иерусалима — иевусея Аравены (Иерусалим Давид захватил и сделал своей столицей). На ней по приказу Давида поместили главную святыню еврейского народа — Ковчег Завета. На ней сын Давида — царь Шеломо (Соломон) построил Первый храм — место молитвы, место консолидации иудейского культа, место, где один раз в году — в праздник Йом-Кипур первосвященник в одиночестве молил Всевышнего о даровании Земле Израиля плодородного года.
Разрушенный в 586 году до н.э войсками Невухаднеццара (Навуходоносора), царя Вавилона, храм был отстроен через полвека, после возвращения евреев из вавилонского изгнания. А конце I века до н.э Второй храм был значительно расширен и увеличен в размерах по приказу царя Ирода, ставшего затем в народной памяти Иродом-строителем.
Несмотря на разрушение римлянами Второго храма в годы Иудейской войны (67-73 годы н.э), а именно — в 70 году, евреи на протяжении всего своего существования продолжали молиться лицом к Иерусалиму, к Храмовой горе, каждодневно повторяя слова из молитвы 18 благословений:
«И в Иерусалим отстроенный, Город Твой, вернешь нас…»
Создание государства Израиль ознаменовалось разделом Иерусалима — в ходе Войны за независимость иорданский легион изгнал евреев из Старого Города Иерусалима, отрезав евреев от Храмовой горы и Стены Плача (стены, которая окружает Храмовую гору с запада, являясь частью Второго храма). Через 20 лет, в июне 1967 года, парашютисты бригады Моты Гура высаживаются на Храмовой горе, и по рации звучит фраза, которой еврейский народ ждал, молясь, с 70 года. Почти 1900 лет.
«Храмовая гора в наших руках!»
Тем не менее, израильские флаги с Храмовой горы были сняты, а 18 июня 1967 года — 10 сивана 5727 года по еврейскому календарю, ее отдали под мусульманский контроль. И с тех пор накал страстей вокруг этого места становится все страшнее и инфернальней.
Евреям и христианам Храмовую гору можно посещать лишь в определенные часы, причем вход в мечеть Аль-Акса строго запрещен. При этом евреям нельзя молиться и проносить с собой предметы культа (молитвенник, талит, тфилинн) на территорию, которую арабы называют Харам Аль-Шариф. Более того — арабы всячески делигитимируют право евреев на это место, распространяя по всему миру истории о том, что никаких еврейских храмов там не существовало.
В 1990, 1996 и 2001 годах события, связанные с подъемом евреев на Храмовую гору, вызывали всплески насилия и войны на территории Эрец Исраэль.
Парадокс! Народ, который молился 1900 лет о возвращении самого святого для него места, получил его военным путем, и отдал его — как ненужную игрушку! И это — учитывая то, с какой скрупулезностью выкупалась у арабов в конце XIX начале XX веков болотистая и непригодная земля, с какой тщательностью она распахивалась и осушалась…
Первый храм был разрушен за грехи народа, забывшего о своем Боге. Второй — за братоубийственную ненависть в среде народа. Третий…
Третий Храм не построен. Из-за сочетания первых двух грехов. Из-за того, что правительство Израиля состояло из полностью светских людей, которые хотели быть «как европейцы». Для них Храм был не более чем помехой, как и все, что было связано с иудаизмом. Они не понимали, что творят, отдавая Храмовую гору арабам. Не ведали. Но результаты оказались много страшнее ожидаемых. Более того — на их стороне правительства оказался раввинат Израиля, издавший постановление, запрещающее евреям подниматься на Храмовую гору из-за риска осквернить ее и оскверниться самим. Стали ли больше любить «людей в черном» после того, как они пошли на поводу у правительства? Уменьшилась ли братоубийственная ненависть внутри народа, от которой страдает наше общество? Конечно же, нет.
Где была пресловутая израильская «демократия», о которой пафосно говорят наши политики, когда мусульмане получили преимущественное право молиться в святом для всех авраамических религий месте? Или оруэлловское «некоторые звери равнее других» вновь и вновь расцветает пышным цветом в саду «победившей демократии»?
Мы не должны кричать о разрушении мечетей наших нынешних врагов. Мы должны учиться у них — учиться упорству и бескомпромисности, основным факторам политики на Ближнем Востоке. Должны перестать кричать о демократии и политкоректности. Должны извиниться перед арабами — да-да, извиниться за то, что не ведем себя как те самые сыны Исраила, о которых говорит им Коран. Ведь они видели в нас тех самых, которые должны вернуться и унаследовать данную Аллахом землю. Вместо них они увидели новых крестоносцев!
И — главное — мы должны получить право молиться бок о бок с ними на Храмовой горе — чего бы нам это не стоило. И — если нужно — взять его силой. Только когда мы покаемся за 10 сивана 5724 года, только когда мы осознаем и поймем нашу еврейскую суть, и перестанем смотреть на Запад — тогда вновь заложатся основы Храма. Как было это при Давиде и Зерубавеле. И — судя по множеству косвенных признаков — это скоро произойдет вновь.