Надпись царя Йеоаша и ее хозяин


Антуан Куапель. Изгнание царицы Аталии из Храма. Фото: Wikipedia / Общественное достояние

Громкий скандал спустя тысячелетия

Из «Книги надписей»

Про Йеоаша, царя Иудеи, правившего в VIII веке до н.э. и просидевшего на престоле в Иерусалиме 38 лет (836—797 годы до н.э.) рассказывается в библейских текстах в двух местах — в книге Мелахим II (Царств IV) и Диврей а-Ямим II (Паралипоменон II).

Этот царь вступил на трон в младенчестве, благодаря стараниям иерусалимского первосвященника Иеояды (Иодая). Первосвященник спас маленького Йеоаша от рук царицы Аталии (Гофолии), его собственной бабки. Та стремилась в самоубийственном эмоциональном порыве уничтожить все семя Давидово, чтобы отомстить за смерть своего сына Ахазиягу (Охозии), царя иудейского, от рук узурпатора Йегу. Что для дочери царя Ахава и финикийской принцессы Йезевель (Иезавель), в общем-то, неудивительно — разрушительные тенденции свили гнездо в представителях династии царей Израиля.

Влияние первосвященника на маленького мальчика, облаченного в порфиру и увенчанного короной царя Давида привело последнего на двадцать третьем году царствования к выполнению большого строительного проекта, как сказано в ТАНАХе:

(8) То царь Йеоаш призвал священника Йеояду и священников и сказал им: почему вы не исправляете повреждений в доме? Не берите же отныне серебра у знакомых ваших, а отдавайте его на (починку) повреждений в доме. (9) И согласились священники не брать серебра у народа и не чинить повреждений в доме. (10) И взял священник Йеояда один ящик, и сделал отверстие в дверце его, и поставил его у жертвенника, справа от входящего в дом Г-сподень. И клали туда священники, стоявшие на страже у порога, все деньги, приносимые в дом Г-сподень. (11) И когда видели, что в ящике много денег, приходил царский писец и первосвященник, и завязывали в (мешки), и пересчитывали деньги, которые были в доме Г-споднем. (12) И отдавали пересчитанные деньги в руки ведущим работы в доме Господнем; а те расходовали их на плотников и строителей, работавших в доме Г-споднем, (13) И на каменщиков, и на каменотесов, и на покупку леса и тесаного камня, чтобы чинить повреждения в доме Г-споднем, и на все то, что (требовало) расходов по починке дома. (14) И не делали для дома Г-сподня ни серебряных чаш, ни ножей, ни кропильниц, ни труб, никаких сосудов из золота, ни сосудов из серебра на деньги, приносимые в дом Г-сподень, (15) Так как отдавали их ведущим работы и чинили на них дом Г-сподень. (16) И не вели счетов с людьми, в руки которых передавали деньги для раздачи ведущим работы, ибо те действовали честно. (17) Деньги, (предназначенные) (для) жертвы повинности и (для) жертвы грехоочистительной, не шли (на починку) дома Г-сподня; они принадлежали священникам.

Мелахим II (Царств IV) 12, 8—17

Царь Йеоаш. Фото: Wikipedia / Общественное достояние

Капитальный ремонт Храма в Иерусалиме явился долгожданным проектом, о котором давно мечтала клерикальная прослойка общества. Построенный при Шеломо (Шломо, Соломоне) Храм несколько обветшал за более чем вековое свое существование.

Мы не будем рассказывать далее о царствовании Иеоаша, каждый, кому интересны времена царей Израиля и Иудеи может почитать об этом (помимо собственно библейских текстов) в изрядном количестве исторической литературы. Наш рассказ будет о совсем другом человеке, и о том, как, зачастую, археологические артефакты становятся причиной судебных расследований и громких скандалов.

Одед Голан, тель-авивец, инженер, бизнесмен и коллекционер древностей известен в Израиле, как владелец богатейшей коллекции антиквариата периода Первого и Второго Храмов, то есть, иудейских древностей. Любопытно, что он единственный подобный коллекционер в Израиле. Все остальные владельцы антиквариата «на Библейскую тему» проживают в Европе, США и Латинской Америке. Вот такой парадокс. Возможно, это объясняется тем, что в собственно Израиле роль коллекционеров взяли на себя государственные музеи.

Имя Голана прозвучало особенно громко в 2002 году, после того, как он показал хранившийся в его коллекции саркофаг Иакова, брата Иисуса Христа. Помимо этого (и — в тени предыдущей находки) коллекционер предъявил удивленным ученным камень с надписью царя Йоаша — 16 строк прекрасного ивритского текста на чудесной каменной стеле.

Но давайте обо всем по порядку.

Послужной список Одеда Голана говорит о его недюжинном интеллекте и больших связях — он служил офицером разведки, работал долгое время в сфере израильского хай-тека (куда часто идут работать способные и головастые ребята, офицеры разведки, других в разведку в Израиле стараются не брать). Таким образом, Голан принадлежит к своеобразному слою интеллектуальной элиты страны. Но страсть к археологии всегда превалировала у молодого человека — с возраста 10 лет, когда он, маленький мальчик, обнаружил на раскопках в Тель-Хацоре (под руководством Игаэля Ядина, неясно, как Голан туда попал) ценный артефакт. После этого Игаэль Ядин ливно взял талантливого вундеркинда на раскопки Массады (там двенадцатилетний Голан был самым молодым членом экспедиции).

Свою коллекцию древностей, тем не менее, Голан собирал в других местах, в основном, в лавках торговцев антиквариатом в Иерусалиме. В его коллекции были представлены артефакты из всех областей человеческой жизнедеятельности — от ювелирных украшений до кухонной утвари, от печатей и их оттисков до культовых статуэток. Особо почетное место в коллекции Голана занимали саркофаги, в которых в Иудее и Израиле хоронили кости покойника после того, как труп около года высыхал в погребальной пещере. И более древние саркофаги Одед Голан собирал тоже. Собственно, громкая история Одеда Голана в печати началась с саркофага, на котором древний еврей написал имя покойника — Иаков, брат Иисуса.

Саркофаг брата Иисуса Христа — это потрясающе важный артефакт для всего христианского мира. Но мы поговорим о втором, оставшемся в тени, артефакте. Он представлял собой стелу из черного камня (привет стеле Меши!) с шестнадцатью строками надписи палеоеврейским шрифтом (тоже весьма сходным с надписью Меши). Приведем текст надписи, он весьма красноречив и интересен:

[Я] Йеоаш, сын

A] хазяху, царь [Иу]

дейский, и я затеял ре [монтные] работы.

Когда сердце человеческое

изобильно щедростью на земле и степи и во всех городах Иудейских

пожертвовать многие деньги на священные пожертвования

для того, чтобы купить обработанный и необработанный камень и

красную медь (или медь из Эдома? или это слово адам — «человек») — ЛВ), и делать работу добросовестно. (Затем) я отремонтировал

повреждения (я) Храма и окружающих стен,

и балконов, и ограждений,

и лестниц, и ниш, и

дверей. И пусть (этот камень) станет в этот день свидетельством того, что работа прошла успешно,

(и) пусть Бог (таким образом) благословит Свой народ

Если сравнить надпись на стеле Йеоаша с текстом Библии — мы видим стопроцентное совпадение. Собственно, перед нами совершенно особый артефакт, аналогией которого может быть лишь стела Меши. Более того — данная стела — единственный артефакт, где прославляется имя Бога и деяния царя. Больше надписей подобного стиля в Иудее и Израиле не найдено.

Институт геологии и археометрии в Торонто подтвердил древность стелы Йеоаша. Лаборатория ROM, где камень прошел исследование под микроскопом и лаборатория музея «Бета Аналитик» во Флориде согласились с выводами канадцев. Но ученые Музея Израиля в Иерусалиме, обследовавшие надпись в 2002 году, согласились лишь с ее почтенным возрастом, однако, их выводы не были столь однозначными.

Когда речь идет о находке, значение которой столь высоко, Управлению Древностей Израиля ничего не оставалось, как назначить комиссии по обстоятельному исследованию надписи Йеоаша и саркофага Иакова. В 2003 году ученые начали работу. Палеографы должны были дать свое заключение по поводу возраста надписи и ее соответствия заявленной эпохе, химики изучали сам материал, из которого была изготовлена стела. Управление Древностей Израиля тем не менее изначально считало, что если артефакт не найден в процессе раскопок — речь идет о подделке. Особо отметим этот факт.

Помимо всего этого, наш старый знакомый Юваль Горен из университета Тель-Авива продемонстрировал, как можно сделать надпись с помощью пескоструйной машины, оставив камень целым.

В том же 2003 году начался судебный процесс против Одеда Голана. Его обвинили в создании целой организации торговцев древностями, создававшей поддельные артефакты с целью их дальнейшей продажи. Суд изъял у Голана сотни единиц антиквариата из его коллекции, чтобы провести расследование по этому поводу. Более того, на пресс-конференции, проведенной Управлением Древностей, было сказано, что в сотрудничестве с Голаном и Ко. подозреваются крупные ученые, которые подтверждали подлинность поддельных артефактов. Голан отрицал обвинения, и рассказал, что приобрел стелу Йеоаша у торговца древностями в 1999 году, по словам торговца, стела была найдена в рамках расширения мусульманского кладбища у восточной стены Храмовой Горы.

В 2004 году суд обвинил Голана и трех его приспешников в среде торговцев древностями в сознательной подделке антиквариата. По мнению суда, Голан использовал подлинные артефакты, на которые наносились лично им надписи, значительно повышающие значимость и цену находки, на надпись искусственно наносилась патина, цель которой была удревлить фальшивую надпись до уровня древности самого артефакта. Данная патина была изготовлена — по словам суда — с необычайным искусством, сумевшим обмануть специалистов.

Суд продолжался восемь лет — до 2012 года. Все эти восемь лет областной суд города Иерусалима выдвигал обвинения против Одеда Голана. Более 50 специалистов по древностям из разных областей науки проверили надпись Йеоаша и остальные артефакты, были вызваны также около семидесяти свидетелей — торговцев антиквариатом, коллекционеры древностей. Протокол ста двадцати заседаний суда занял более двенадцати тысяч страниц. Выводы и вердикт суда представили собой солидный том в 438 страниц.

Основной упор судьи сделали на ответы членов комиссии Управления Древностей, так как выяснилось, что, устанавливая фальшивую природу артефактов, они устраивали консилиумы со специалистами из других областей науки, которые, тем не менее не были специалистами по собственно археологическим находкам. И тут выяснились интересные подробности о том, почему надпись Йеоаша объявили подделкой. Первый и главный довод за это был — слишком четкое совпадение с обстоятельствами. Дело в том, что надпись Йеоаша «всплыла» после того, как профессор Надав Нееман выпустил в свет статью, в которой говорилось, что — по его мнению — когда-нибудь будет найдена посвятительная надпись Йеоаша, строки которой копировали авторы библейских хроник!

В этой статье он рассказал, что именно — по его мнению — содержала в себе эта гипотетическая надпись. И вот — после появления этой статьи неожиданно появляется надпись Йеоаша, во многом сходная с теориями Неемана! Вторым доводом являлось то, что данная стела Йеоаша была найдена вместе с группой поддельных артефактов, то есть, была «членом преступной группировки». Этот второй довод суд частично отмел, но все же постановил, что есть много фактов, весьма красноречиво свидетельствующих против ответчика.

Адвокаты Голана (очень хорошие адвокаты, надо заметить) настаивали на том, что проведенная проверка патины внутри букв надписи проведена неверно, и изначально поставила ответчика в неудобное положение, в котором он должен был опровергать данные очевидно ошибочной экспертизы.

Любопытно, что относительно саркофага суд пришел к выводу, что надпись о Иакове, брате Иисуса, подлинная.

Надпись на стеле Йеоаша — точнее, патина в надписи — была признана подлинной и проникшей в толщу камня через микротрещины за долгий период времени. К такому выводу пришли Вольфганг Кромбайн (специалист по патине с мировым именем), специалисты из Института Геологии в Иерусалиме и дополнительные профессионалы в области патины в надписях на древних стелах и других памятниках. Удивительно, что специалисты Управления Древностей не смогли заметить этот факт.

За подлинность надписи Йеоаша высказался и специалист по надписям подобного рода Винклер, по его словам, в наше время высечь подобную надпись в древнем камне, внутри и по поверхности которого идут сегодня многочисленные трещины, значило расколоть его в процессе работы на куски. Профессор-палеограф Хаим Коэн определил саму надпись как лексически совпадающую с надписями времен Первого Храма.

Суд постановил, что надпись Йеоаша нельзя обоснованно причислить к поддельным. Таким образом, Одед Голан и трое торговцев древностями были признаны невиновными по обвинению в намеренной подделке надписей. Торговцев отпустили восвояси, а Голана — чтобы неповадно ему было — обвинили в двух мелких преступлениях, а именно в торговле древностями без специального разрешения и в незаконном содержании в своей коллекции трех предметов из раскопок, проведенных на территории Палестинской Автономии (вот уж, воистину…).

Израильское Управление Древностей не стало подавать апелляцию, полностью приняв решение суда. Но государственные органы попросили у суда изъять надпись Йеоаша (и саркофаг Иисусова брата) и передать (разумеется, бесплатно!) их на хранение в руки государства, ибо нахождение столь важных предметов в руках частного лица… ну как бы это сказать покрасивее, не комильфо. Суд отказал государству Израиль — и повелел вернуть Голану его собственность. Более того — надпись на саркофаге включили в государственный реестр надписей на иврите, найденных на территории Земли Израиля, косвенно подтвердив тем самым ее подлинность.

В феврале 2016 года Эд Гринштейн, профессор Бар-Иланского университета, опубликовал обновленную обзорную статью «Так называемая надпись Йеоаша: post mortem», в которой комментируются различные научные исследования самой стелы и собственно надписи. Гринштейн, специалист в семитской филологии, утверждает, что в надписи содержатся «аномалии — орфографические и лексические, которые не соответствуют тому, что мы знаем о древнееврейском письме и языке». Он также цитирует палеографа Кристофера Роллстона утверждавшего, что относительная высота некоторых букв неверна. Гринштейн заключил свою статью весьма категоричным — для ученого — выводом.

«Судья, запутанный различными доказательствами, не смог правильно оценить ситуацию (вот как! Непрофессиональный какой судья! — ЛВ). Однако мнение ученых, которые читают древние тексты, анализируют их язык и письменность, однозначно: ни один учебник древнееврейских надписей никогда не будет включать в себя текст так называемой надписи Йеоаша; ни один историк древнего Израиля не будет считать эту надпись достоверным источником, ни один грамматик или лексикограф древнееврейского языка никогда не будет принимать слова, фразы или формы, найденные в надписи, как подлинные».

Откровенно говоря, категоричность и какой-то истерический гнев Гринштейна заставляют меня вспомнить старую пословицу: Юпитер, если ты гневаешься, ты не прав.

До сего дня надпись Йеоаша относят к сомнительным артефактам. Будущее, возможно, покажет правильность этого вывода.

Реклама

Об авторе Лев Виленский

Автор повестей и рассказов. Краевед и историк по призванию. С 1990 года живет и работает в Иерусалиме. Книга "Град Божий" вышла в 2010 году в Москве. В 2016 вышли книги "Иерусалим и его обитатели" и "Записи на таблицах". В 2019 году вышли книги "Многие лица одной улицы" и "Книга надписей" (о библейской археологии)
Запись опубликована в рубрике История. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s