Aqua Bella — прекрасные воды


SAMSUNG CSC

О парке у ручейка, ферме крестоносцев, и столах для пикников.

 

Недалеко от Иерусалима, точнее, совсем перед въездом в Мевасерет Цион со стороны Тель-Авива, разместился любимый для многих жителей столицы парк, основанный Организацией Охраны Природы Израиля. Он называется Эйн-Хемед, и соседствует с арабской деревней Абу-Гош.

В средние века, а, точнее, во времена завоевания Святой Земли крестоносцами, этот парк был частью земель большой фермы, которую христианские завоеватели называли по-латыни «Аква Белла» — «Прекрасные воды», и неудивительно. Долина Эйн-Хемед является частью речной долины, в которой протекает (если зима достаточно дождлива) речушка Кесалон, петляя в Иудейских горах, она вливается в районе Бейт-Шемеша в речку Сорек. Именно в районе Эйн-Хемед из скальных пород бьют несколько источников пресной воды. Один из них — по повериям местного арабского населения — придает мужчине огромную мужскую силу, и, испив воды из него, обязательно в ту же ночь можно зачать сына. Я, впрочем, этого не стал проверять, потому что когда-то сильный источник едва сочится сегодня из скалы, и вода его, собираясь в квадратном, выбитом в толще известняка, бассейне имеет мутный оттенок и пахнет тиной. Да и вообще — источникам Эйн-Хемед не повезло за последнее десятилетие, засушливое и тяжелое для всего Израиля. Они постепенно пересыхали, пока, в 2009 году, Управление парками и национальными садами Израиля не взяло на себя нелегкую задачу — превратить источники Эйн-Хемед в многоводную и привлекательную систему каскадов. Для этого воды источников собирают ниже по ущелью в бассейн и вновь — по трубам — отправляют в начало ущелья, где они снова вытекают из искусственной груды камней. Незнакомому с этим фактом, туристу кажется, что источник достаточно полноводен, на самом деле это обычный пример рециркуляционного фонтана.

Этот факт, тем не менее, нисколько не мешает особой атмосфере парка Эйн-Хемед, извилистые дорожки которого вьются по контуру ручья, перебегают через него по мостиками, уходят вверх по прихотливо насыпанным террасам, пока в конце парка не приводят, как в Рим, к самому зданию фермы времен крестоносцев. Эта мощная постройка с толстыми стенами, сложенная их крупных камней (иродианский блок с каймой виден у северо-восточного угла) является настоящей небольшой крепостцой.SAMSUNG CSC Такие крепости — немного помощней — есть в Цове и в Эммаусе (Ган Канада у перекрестка Латрун), и в средневековье они служили постоялыми дворами и убежищами, стоявшими на древней, еще римских времен дороге в Иерусалим. Эта дорога начиналась от Эммауса и пробегала долинами между покатых спин Иудейских гор через Абу-Гош, Эйн-Хемед, Цову, Гиват-Шауль — до самого Святого Города. Крестоносцы активно ей пользовались, и — по всей видимости — ферма Аква-Белла являла во времена Иерусалимского королевства довольно шумное поселение европейского типа с мощенным камнем двором, маслодавильней (огромные жернова сохранились и по сей день) и садами и полями вокруг. В случае нападения арабских разбойничьих шаек (которые наводили ужас на окрестности до времен создания Государства Израиль) за толстыми стенами можно было легко отсидеться. Внутри есть три зала со сводчатыми потолками, с отверстиями в потолке, служащими для выхода дыма (топили в помещениях «по-черному», о чем говорит до сих пор закопченный потолок) и узенькими окнами-бойницами. Одно из окон  имеет интересный наличник. Сделанный из цельного камня, он был подвергнут декоративной обработке в форме надвратных камней, чтобы казалось, что окно обрамляет несколько обработанных каменных блоков, как было принято в романской архитектуре.  Из мощенного каменными плитами двора можно по лесенке (вход воспрещен, но меня это не остановило) подняться на крышу строения, откуда открывается вид на долину Эйн-Хемед, а за зданием на холме под кронами дубов расположилось старое мусульманское кладбище, куда вход закрыт.

В Эйн-Хемед никогда не проводили масштабных раскопок. Только в середине 80-ых само здание фермы изучили археологи, но не нашли там ничего выдающегося. Несмотря на то, что среди местных арабов здание называлось «Женским монастырем», не было найдено никаких следов культовых построек. В годы еврейского сопротивления англичанам (20-40-е годы 20-го века) в Эйн-Хемед временно находились отряды бойцов ЭЦЕЛа, здесь они тренировались и жили в палатках. Впрочем, от этого бурного времени в тихом парке ничего не сохранилось, и по выходным дням в нем людно. Дети плещутся в ручье и бегают наперегонки по мостикам, а взрослые занимаются обычным взрослым делом — жарят шашлыки. Запах жаренного мяса будоражит ноздри посетителя, а детские голоса отдаются эхом от камней, и толстый слой кленовых сухих листьев шуршит под ногами, напоминая о том, что на дворе зима.

Реклама

Об авторе Лев Виленский

Автор повестей и рассказов. Краевед и историк по призванию. С 1990 года живет и работает в Иерусалиме. Книга "Град Божий" вышла в 2010 году в Москве. В 2016 вышли книги "Иерусалим и его обитатели" и "Записи на таблицах". В 2019 году вышли книги "Многие лица одной улицы" и "Книга надписей" (о библейской археологии)
Запись опубликована в рубрике Окрестности города с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s